Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих

Каникулы – это время, когда наибольшее число детей имеет наименьший контроль. В первую очередь имеются в виду каникулы осенние, зимние и весенние. После длительного периода систематического посещения школы наступает период свободного времени. Совершенно естественно, что значительная часть этого времени проводится детьми на улице. Родители не всегда могут осуществлять за детьми постоянный контроль, а школьные мероприятия проводятся не ежедневно и не занимают все каникулярное время.

    Каникулы совпадают с периодом значительных изменений в природе, сложных погодных условий. Осенние ветры и дожди, изморозь, листопад создают для водителей дополнительные сложности на дорогах. В то же время люди надевают плащи с капюшонами, берут в руки зонтики, закрываются от ветра, т.е. их одежда и стремление уменьшить воздействие погоды с одной стороны сковывают подвижность человека, а с другой – уменьшают ему обзор.

    Зимний период по – своему обостряет ситуацию на дорогах. Сложные дорожные условия: гололед, снежные заносы – создают дополнительные условия для возможных аварий. Весенние оттепели и заморозки способствуют заносам автомобилей на скользких участках дорог, увеличению их тормозного пути. А в это время дети играют во дворах, переходят шоссе, идут в магазины, кружки, музыкальные школы. Они постоянные и наиболее уязвимые участники дорожного движения.

    Для предотвращения возможных дорожно – транспортных происшествий с учащимися, обеспечения правильного внимательного их поведения на улице необходима постоянная и регулярная работа школы. Помимо занятий по изучению правил дорожного движения и экскурсий по изучению дорожно – транспортной обстановки микрорайона, где живут школьники, целесообразно проводить профилактические беседы с учащимися в начале учебного года после возвращения их с длительных каникул и пред уходом детей на очередные каникулы.

    В начальной школе слово учителя еще оказывает на детей определенное воздействие, в стремлении «сделать, как сказала учительница» распространено достаточно широко. Таким образом, слово беседа с учащимися – станет делом – предотвратит несчастье многих семей. Именно поэтому так важны беседы с учащимися перед их продолжительным отдыхом.

    Цель профилактических бесед – обратить внимание учащихся на особенности сезона, состояние дорог, дворов, на особенности детского внимания, реакции и в зависимости от этого на возможные дорожные ситуации, на поведение детей в таких случаях.

    Большую часть дня вовремя каникул дети предоставлены сами себе, контроль взрослых за их  местонахождением и поведением ослаблен, поэтому беседы должны настраивать учащихся на постоянный контроль своего поведения вне дома. При их проведении необходимо опираться на жизненный опыт учащихся, знание ими правил дорожного движения, наблюдения во время экскурсий.

    Разговор с детьми следует начать с обсуждения особенностей сезона, на который выпадают каникулы. Колебания температуры, вид осадков, длина светового дня, видимость на дорогах во время тумана и обильных дождей и снега, ветры – все это влияет на дорожно – транспортную обстановку. Этот момент необходимо тщательно обсуждать с детьми, так как плохое состояние дорог, улиц, дворов – источник опасности для жизни и здоровья детей.

    Резкая перемена в атмосфере часто застает водителей врасплох. Не все быстро адаптируются к быстрой смене обстановки. Это часто приводит к аварийным ситуациям, как на шоссе, так и во дворах, где играют дети. Поэтому дальше учителю следует перейти в беседе к разговору об особенностях поведения детей вне школы и дома. Вместе с детьми обсуждаются места игр во дворе, маршруты к внешкольным учреждениям: кружкам, музыкальной школе, спортивным секциям и т.п. Младшие школьники выполняют поручения взрослых о покупках, поэтому обсуждение маршрутов в магазины также должны стать предметом разговора с детьми.

    Младшие школьники любят не только подвижные игры, но и катание на велосипедах, самокатах, зимой – на санках, лыжах, коньках. На этом заостряется особое внимание: правила езды на велосипеде, выбор мест катания, переход шоссе со спортинвентарем.

    Необходимо поговорить и об одежде учащихся. большой, закрывающий лицо капюшон, может стать причиной того, что ребенок не увидит машины при переходе улицы во время дождя, снегопада. Запотевшие очки, зонтик, большой воротник – эти и другие предметы могут стать причиной несчастного случая.

    К каждой из бесед учитель подбирает правила дорожного движения и их нюансы, которые необходимо знать в данное время года. Основное внимание необходимо обратить на возможные ситуации на дороге, улице, во дворе, когда ребенок встречается с проезжающим мимо него транспортом. С детьми надо разобрать, какие при этом могут возникнуть ситуации и как себя вести в таких случаях.

    В результате беседы ученик должен еще и еще раз убедиться, что основа безопасности – внимательность и осторожность по отношению к себе и товарищам.

    Большое значение в беседе имеет постановка вопросов к учащимся. Вопросы должны развивать мышление учащихся, обучать их умению анализировать ситуации, искать и находить в них единственно правильные решения, воспитывать у детей уверенность в поведении на оживленных улицах и транспортных магистралях. Можно использовать следующие типы вопросов.

 

 

    1. Вопросы на выявление причинно – следственных связей.

Например: Почему светофор трехцветный?

Почему все виды транспорта следует обходить сзади, а трамвай спереди?

Почему по шоссе следует идти навстречу едущему транспорту?

 

    2. Вопросы на сравнение.

Например: Чем похожи и чем отличаются погодные условия весны и осени? (Зима и осень, зима и весна). Чем опасны дороги зимой и весной? (зимой и осенью).

    3. Вопросы обобщающего характера.

Например: Какие опасности подстерегают пешеходов на улице?

Как погодные условия могут повлиять на дорожно – транспортную обстановку (ухудшить или улучшить ее)?

    4. Вопросы на развитие абстрактного мышления. (Анализ ситуаций по представлению). В данном случае детям предлагается представить определенную дорожную ситуацию (или погодные условия) и решить возникающие при этом проблемы.

    Ключевым моментом беседы должно стать обобщение всей информации и выделение главного, существенного из всего сказанного.

    В ходе беседы обязательно используются различные средства наглядности:

    1. Динамические пособия (диафильмы, методики о правилах дорожного движения, о ситуациях на дорогах и т.п.).

    2. Печатные пособия (таблицы, схемы и др.).

    3. Настольные игры.

    4. Использование специально оборудованных детских площадок.

    5. Загадки, стихи, рассказы, викторины, развивающие игры.

    Правильно подобранные место и время проведения такой беседы сильно увеличивает ее эффективность