Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Включить версию для слабовидящих

Уровень детского дорожно – транспортного травматизма (ДДТТ) на протяжении многих десятилетий остается высоким. Примерно три четверти всех  ДТП с участием несовершеннолетних происходит в результате их непродуманных действий. Среди них наиболее частыми являются:

  1. Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест.
  2. Неожиданный выход на проезжую часть из-за стоящих или движущихся транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору.
  3. Игры на проезжей части или ходьба по ней при наличии тротуара.
  4. Нарушение требований Правил дорожного движения при движении на велосипедах и роликах.

    Совершаемые детьми ошибки часто повторяются и являются частыми потому, что лишь одна из 200 ошибок «наказывается» испугом. Остальные 199 невольно закрепляются в сознании ребенка как допустимые или даже правильные действия. Таким образом, формируются и закрепляются ложные и опасные навыки и привычки. В среднем из 400 ошибок одна ведет к гибели или серьезной травме под колесами. А если допускаемых ошибок будет больше? Дети, не усвоившие понятия о скрытых опасностях на дорогах, практически ежедневно ставят эксперимент на себе.

    К сожалению, в общеобразовательных учреждениях обучение детей ПДД и навыкам безопасного поведения на дороге очень часто осуществляется поверхностно или обучение вовсе не проводится. В результате – знания и навыки детей зависят от случайных факторов.

    Происходящие с детьми ДТП очень часто воспринимаются и оцениваются родителями, сверстниками, да и учителями как случайные несчастные случаи.

    Но, если знания и навыки действительно во многом зависят от случайных факторов, то попадание в ДТП по этой причине уже следует рассматривать как явление закономерное, как следствие совершения конкретных ошибок, отсутствие предвидения и опыта, неумения принимать правильные решения, опасной самонадеянности и в конечном счете – от незнания ПДД и отсутствия необходимых навыков поведения на дорогах.

    Научный подход к результатам исследования ДТП указывает, во – первых, на стойкую закономерность в создании обстановки ДТП (его возникновение и протекание), во – вторых,  - на прямую зависимость происшествия от совершенно конкретных условий и обстоятельств, создавшихся задолго до возникновения аварийных ситуаций на дорогах.

 

 

 

 

Случайных ДТП не бывает!

    Как уберечь детей от непродуманных действий на дороге? Из всего возможного комплекса профилактических мер главной является обучение школьников Правилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на дорогах. Совершенно очевидно, что без изучения правил и практического обучения навыкам поведения невозможно добиться основных целей в обучении и воспитании детей: снижение детского дорожно – транспортного травматизма и формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

 

Обучение школьников правилам дорожного движения

    Важнейшими условиями обучения детей и подростков ПДД и навыкам безопасного поведения на дорогах являются: регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность и профессионализм.

    Компенсировать, в определенной мере, серьезные пробелы в школьном обучении детей можно с помощью предлагаемого обучающего минимума «Пешеход на дороге», который представляет собой перечень вопросов с ответами на них. Тематика вопросов непосредственно связана с действиями пешехода на дороге. Однако следует особо подчеркнуть, что обучающий минимум «Пешеход на дороге» ни в коем случае не предназначен и не может заменить собою уроки по ПДД. Он предназначен дополнить и закрепить программный материал, получаемый учащимися на уроках, так как учебных часов, отводимых на ПДД, явно не достаточно.

    Обучающий минимум «Пешеход на дороге» рассчитан на проведение ежедневных (в идеальных условиях) блиц – занятий продолжительностью 3-5 минут. Ежедневные занятия призваны выработать у детей некий позитивный стереотип: настраиваться по выходе из школы на необходимость разумного поведения на дороге по пути домой, задуматься о возможных опасностях на ней. Но если занятия проводить формально, что называется «для галочки», то необходимого результата не будет! Отношение самого учителя к занятиям, его настрой, его умение привлечь внимание учащихся и вызвать у них заинтересованность, желание участвовать в обсуждении вопросов – залог успеха и результативности занятий.

    На каждом занятии учитель задает учащимся один – два вопроса и предлагает дать на них ответы. В зависимости от того, какие ответы получены (правильные, полные или нет) учитель, имея возможность сверить их с ответами, данными в минимуме, может комментировать и обсуждать их с учащимися. Главное – обучаемые должны понять и зафиксировать правильный ответ, не запоминая его механически, а понять смысл действий, заключенных в правильном ответе.

    Последовательность задаваемых вопросов может быть произвольной, но все же лучше руководствоваться определенным порядком. Вопросы сгруппированы по тематическим разделам. Всего таких разделов семь. Вопросы можно задавать поочередно из каждого раздела. Но лучше исходить из их актуальности в данный конкретный период: в зависимости от складывающейся дорожной обстановки, от времени года и погодных условий.

    В помощь учителю в обучающем минимуме «Пешеход на дороге» даны ссылки на пункты Правил дорожного движения. Это значительно облегчает работу учителя по подготовке к проведению блиц – занятий. Эти же сведения о пунктах Правил учитель в конце занятия должен сообщить учащимся для домашнего закрепления темы изученных вопросов и ответов. Иногда для проверки знаний учащихся можно вернуться к ранее пройденным вопросам. А иногда это следует сделать в связи со складывающейся дорожной обстановкой, чтобы заострить внимание учащихся на каком – то конкретном необходимом вопросе.

    Материалы, предлагаемые для обучающего минимума, дают возможность учащимся не заучивать механически ответы на вопросы, а изучать и понимать требования Правил и безопасности дорожного движения.

    Точно так же, как и в образовательных учреждениях, блиц – занятия с использованием минимума можно проводить и в кружках, секциях, студиях всех учреждений дополнительного образования. Это позволит закрепить знания учащихся в области Правил и безопасности дорожного движения.

    В вопросах и ответах обучающего минимума «Пешеход на дороге» подобраны вопросы, необходимые для предостережения детей от беды на дороге. Это материал, формирующий их правильное безопасное поведение на ней.

    Имеющийся опыт проведения подобных блиц – занятий показывает, что если они осуществляются по предлагаемой методологии, то существенно меняется отношение детей к личной безопасности на дороге, помогает им стать более осведомленными об опасностях, делает детей более подготовленными к ним. Блиц – занятия способствуют выработке у детей критического отношения к поступкам сверстников и взрослых, нарушающих Правила, не обладающих навыками безопасного поведения на дороге. Наконец, у детей появляется «иммунитет» к нарушениям ПДД и к подражанию нарушителям.

    Поскольку содержание Правил дорожного движения не может быть дифференцировано по возрастным категориям учащихся, так как требования ПДД в равной степени относятся к пешеходам любого возраста, то и вопросы обучающего минимума «Пешеход на дороге» в равной степени относятся к учащимся всех классов с 1-го по 11-й. другое дело – вопрос о доступности восприятия тех или иных вопросов зависит от степени подготовленности к ним учащихся. Учитель должен сам решать, с какими вопросами можно работать с тем или иным учащимся.

 

 

 

 

 

Обстоятельства, которые следует учитывать преподавателю

при проведении блиц - занятий:

  1. Формальное знание Правил дорожного движения, по мнению специалистов, обеспечивает ребенку около 10 % необходимой безопасности. Остальное достигается лишь при помощи умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке. Именно этому посвящена большая часть материалов обучающего минимума «Пешеход на дороге».
  2. Дети не имеют выработанного рефлекса боязни предмета, закрывающего обзор проезжей части дороги при ее пересечении. Более того, иногда такой предмет внушает им ложное чувство защищенности, безопасности. Именно при таких обстоятельствах в 60-ти случаях из 100 дети становятся жертвой неумения правильно вести себя в условиях закрытого обзора, когда просмотру проезжей части мешало какое-либо препятствие – движущийся или стоящий автомобиль или иной предмет. При этом своевременно увидеть выбегающего из-за препятствия ребенка не имеет возможности и водитель движущегося транспортного средства.
  3. Многие дети, даже школьники средних и старших классов, не говоря уже о младших, имеют весьма слабое, а иногда и вовсе неверное представление об остановочном пути автомобиля, не знают о его возрастании на скользкой дороге и при других неблагоприятных обстоятельствах. И вообще о том, почему автомобиль и другие транспортные средства нельзя остановить мгновенно. Не знают и других элементарных сведений: о возможном заносе на тротуар транспортного средства или прицепа, об опасности получить травму боковым зеркалом автомобиля или открываемой дверью остановившегося автомобиля, о том, что опасно находиться на краю тротуара и т.п.
  4. Дети разного возраста имеют различные психофизиологические особенности, отличающие их от взрослых и определяющие их поведение на дороге. Сюда следует отнести: маленький рост, короткий шаг, сектор обзора (меньше, чем у взрослых на 15-20 %), ограниченная слуховая ориентация, замедленная реакция на опасность (3-4 секунды, вместо 0,8 – 1 секунды у взрослого) и многое другое. Восприятие дорожного движения у детей затрудняется чаще всего отсутствием (или недостаточной сформированностью) одновременности восприятия изменения формы и положения объекта в пространстве (приближающийся автомобиль). Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер транспортного средства, значительнее его отличия от общего цветового фона и звуков окружающей обстановки, тем «быстрее» дети представляют движение.
  5. Сильное эмоциональное возбуждение (часто возникающее сразу после окончания уроков) может полностью отключить ребенка от всего, что ему известно о правилах поведения на дороге. Оценка дорожных ситуаций во многом зависит как от самих психофизиологических и возрастных особенностей, так и от обучения детей с учетом этих особенностей, конкретным навыкам и умениям (определения расстояния, скорости и т.п.).
  6. оценка дорожных ситуаций должна исходить из постулата «На дороге не всегда и не все очевидно, как это кажется».
  7. Зоны опасности на производствах выделяют ярким заметным цветом – оранжевым или красным. В дорожном движении опасная проезжая часть от «безопасного» тротуара цветом не отличается. Необходимо внушить детям, что шаг с тротуара на проезжую часть это всегда переход некой безопасной границы (обозначенной поребриком - бордюром) и этот переход требует определенной мобилизации – переключения на осторожное поведение, повышенное внимание.
  8. Формирование у детей чувства опасности и осторожности на дороге должно быть разумным, не переходящим в чувство боязни и страха. В частности, находясь на проезжей части, нельзя от испуга допускать неконтролируемые действия, например, отступать без оглядки назад.
  9. Действия пешеходов должны быть понятными для других участников дорожного движения.
  10. Важными требованиями для успешного овладения ПДД и навыками безопасного поведения на дороге являются усвоение и правильное применение учащимися основных понятий и терминов.

смотреть далее